Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 00:35

ГБДОУ детский сад № 53

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 171
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Роль лексических упражнений в развитии словаря дошкольного возраста

Роль лексических упражнений в развитии словаря дошкольного возраста

 

     Кроме дидактических игр существуют различные виды упражнений для развития словаря дошкольников. В дошкольной методике принято выделять лексические и словарные упражнения. Лексическими называют упражнения, служащие для закрепления знаний ребенка в области лексики. Материалом для них являются слова и устойчивые словосочетания, функционирующие в речи: антонимы, синонимические ряды слов, паронимы, фразеологические средства языка. Оба вида упражнений тесно связаны между собой, в ряде случаев их трудно разграничить.

    Лексические упражнения включают упражнения на подбор синонимов, упражнения на производность, на многозначность слов, на перевод терминов-словосочетаний и на запоминание слов и словосочетаний.

   Лексические упражнения направлены на накопление и активизацию отдельных языковых явлений. Они включают работу над словами и словосочетаниями. Предречевые и речевые упражнения - комплексные. Предречевые упражнения способствуют созданию умений на базе знаний и навыков, полученных на занятиях по грамматике и фонетике, а также в процессе выполнения лексических упражнений учебника. Основной целью речевых упражнений является тренировка в передаче мыслей в свободной речи, не замедленной анализом, доведенной до автоматизма, максимального на данном этапе обучения.

  Лексические упражнения не содержат незнакомых слов и грамматики и, помимо своей основной цели - закрепления новых слов, служат для повторения материала предыдущих игр и занятий.

    Лексические упражнения в отличие от дидактической игры не имеют игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.

          Упражнения содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов.

    Для детей дошкольного возраста систему словарных упражнений предложила Е.И. Тихеева. Целью этих упражнений она считала расширение лексикона и речевых навыков: подбор эпитетов к слову, узнавание по эпитетам предмета, подбор к предмету действий, подбор предметов к действию, подбор обстоятельств, набор слов с оттенками значений, подбор пропущенных слов, распространение предложений, добавление придаточных предложений, определение составных частей целого, а также упражнения на точность наименований, составление предложений с определенным словом, составление предложений с несколькими заданными словами, объяснение слов, отгадывание и составление загадок, классификация предметов, нетрудно заметить даже по этому перечислению влияние названных выше упражнений на характер и содержание работы со словом.

     Основным содержание лексических упражнений является различные виды классификации слов:

1)      По родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда);

2)      По родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные);

3)      По свойствам (цвет, вкус, величина; материал);

4)      Подведение слов видового значения подродовое понятие (автобус, трамвай, такси);

5)      Составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; распространение предложений с использованием заданных слов.

     Отличительной чертой словарных упражнений является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнения можно назвать лексико-грамматическим.                                                 

     До недавнего времени словарные упражнения как метод активизации словаря рассматривались, главным образом, в отношении старших дошкольников. Данные современной науки о возможностях умственного и речевого развития детей позволили значительно расширить их использование в средних и даже в младших группах.

     В словарной работе используется совокупность разных методов в зависимости от степени овладения детьми слова.

 

Автор : учитель- логопед Зорина И.Н.

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz