Рекомендации родителям на тему «Речевое развитие детей»
Автор :Воспитатель Ибрагимова Р. Я.
Речь – это наивысшая психическая функция человека, это способность выражать свои мысли словами, передавать информацию другому человеку в устной или письменной форме.
В процессе общения люди взаимодействуют друг с другом, передавая ту или иную информацию, выраженную словами.
Речевая функция – это важнейшее средство связи между окружающим миром и ребенком.
Понимание речи – это активный процесс перевода информации с естественного языка на внутренний мыслительный код. Своевременное развитие речи – очень важный аспект нормального развития ребенка.
Развитие речи начинается с самого рождения ребенка.
Первые голосовые проявления – крик, гуление, лепет, а далее – слова и фразовая речь.
- Очень важно с самых первых дней много разговаривать с ребенком, озвучивая каждое действие, каждую повседневную ситуацию. Например: «Я мою посуду», «Сейчас мы с тобой пойдем гулять», «Давай возьмем с собой мишку», «Пойдем посмотрим, что делает бабушка», «Принеси свою синюю шапку» и т.п.
- Объясняйте малышу значение непонятных для него и новых слов. Расскажите подробно что это за слово и как можно сказать его по-другому, подобрав синоним.
- Рассказывайте сказки медленно, не торопясь, разглядывайте вместе иллюстрации в книжках, придумывайте как могли бы выглядеть герои сказок или рассказов. Если ребенок самостоятельно пересказывает содержание прослушанного произведения, но допускает ошибки или неточности, то не перебивайте его, а дослушайте до конца. Укажите на его ошибки только тогда, когда ребенок закончит свои мысли и свой пересказ.
- Старайтесь всегда отвечать на вопросы ребенка, желательно, чтобы ваши ответы были как можно более развернутыми, понятными.
- Если ваш малыш пропускает или путает и искажает слоги в словах, помогите ему сформировать ритм его собственной речи. Необходимо трудное слово отхлопать, отстучать мячом или протопать ножкой по слогам. Таким образом, ребенок будет учиться слышать ритмический рисунок слова, «ощущать» его структуру. В дальнейшем это поможет малышу в произнесении «трудных» слов, т.е. слов со сложной слоговой структурой.
- Речью ребенок овладевает по подражанию. В связи с этим очень важно, чтобы окружающие взрослые люди говорили правильно, грамотно, не торопясь, следя за собственным произношением, четко проговаривая все звуки речи. Не допускается смягчение звуков, так называемое «сюсюканье» и язык нянь.
- Не допускайте, чтобы ребенка передразнивали другие люди. Некоторые малыши не станут обращать внимание на это, а некоторые могут замкнуться и перестать разговаривать, стесняясь сказать неправильно или боясь, что его будут дразнить и смеяться.
- Для малыша необходимо создать благоприятную обстановку, ограничить нагрузку, не переутомлять, поскольку переутомление приводит к снижению самоконтроля и повышению активности.
- Ограничить просмотр телевизора и использование гаджетов. Возбужденность и тревожность после чрезмерного просмотра мультфильмов очень негативно влияет на речевую функцию ребенка. Очень часто появляются заторможенные реакции, ребенок не может услышать обращенную к нему речь, не понимает просьб, просит несколько раз повторить. Либо происходит ситуация совершенно противоположная. Ребенок становится расторможен, проявляется это неуемной энергией, которая направлена на раазрушение пространства вокруг себя. В таком случае ребенок просто не в состоянии сосредоточиться и воспринять обращенную к нему речь. Поэтому любой, даже самый поучительный, познавательный и развивающий мультфильм должен быть показан дозированно, чтобы не возникла ситуация перегрузки детской психики.
Занимайтесь развитием речи своих малышей с самого раннего возраста. Это поможет вашим детям преодолеть речевые проблемы в более старшем возрасте.