Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.11.2024, 09:31

ГБДОУ детский сад № 53

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 185
Статистика

Онлайн всего: 37
Гостей: 37
Пользователей: 0

РАЗГОВОР С ДЕТЬМИ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ  ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

РАЗГОВОР С ДЕТЬМИ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ  ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Автор: воспитатель Воронова И. В.

Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, друг с другом. Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми

 

Обучение диалогической речи начинается с младшего дошкольного возраста и необходимо научить детей принимать участие в разговоре, отвечать на вопросы педагога и уметь задавать их.

Основным методом, являются разговоры и беседы. Общение взрослого с детьми действительно является одним из ведущих факторов развития их речи, поэтому нельзя не согласиться с важностью и универсальностью этих способов развития диалога. Однако это не исключает необходимости использования игр и игровых приемов. Коммуникативный характер многих игр позволяет говорить об их больших потенциальных возможностях в решении данной задачи.

Преимущество игр заключается в том, что их можно использовать не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей. В игре трудности преодолеваются легче и без напряжения. Также игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игра способствует активизации диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры.

Такие игры, как инсценировки, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

  • начальном этапе по развитию диалогического общения основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик, при этом опираться необходимо на подражательность детей, так как известно, что они заимствуют те речевые образцы, которые наиболее часто слышат. К источникам речевого подражания относятся речь окружающих людей, художественная литература, кукольные спектакли, фильмы. Особая роль отводиться художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании, дети заимствуют различные формы реплик. Например, инсценируя по ролям потешку «Кисонька – мурысонька» они усваивают диалогическое единство вопрос – ответ.

Интересными для обыгрывания являются и фольклорные миниатюры. Их тонкий юмор раскрывается в ходе подготовки театральных этюдов, и дети с удовольствием показывают друг другу сценки по мотивам этих миниатюр.

Заимствование форм диалогического общения происходит также в дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети воспроизводят наизусть и осваивают разные диалогические единства.

Воспроизведение литературных диалогов не только помогает осваивать формы диалогических реплик, повествовательную и побудительную интонацию, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.

На следующем этапе задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются такие игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными, но и самостоятельно построенными репликами. Такой вид театра, как пальчиковый театр, используется для постепенного перехода от использования готовых реплик к построению своих.

На данном этапе дети также учатся вести диалог по телефону, для чего используются игры, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, маме, бабушке, звонок в поликлинику, цветочный магазин и т.п. Обыгрывая ситуации, знакомим детей с этикетом телефонного разговора, затем дети сами разыгрывают сходные ситуации.

В последующем используются игры, побуждающие детей к самостоятельному построению диалогических реплик: словесные игры без готовых текстов, телефонные игры – импровизации. Особая роль отводится словесным играм, поскольку они позволяют направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик. Например, в ходе игры «Сумей отказаться» закрепляется умение формулировать побуждение и вежливо реагировать на них.

Таким образом, игры для развития диалогической речи рассчитаны на то, чтобы:

- формировать у детей умение пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросы, сообщения, побуждения) и соответствующими им ответными реакциями, а также умение соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (очередность и тематическое единство реплик),

- отражать естественную логику формирования речевых умений: восприятие и заимствование образцов диалогических реплик и творческий перенос усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.

Ведущим приемом разговора является – вопрос. С помощью вопросов у детей активизируется мышление. Наиболее часто педагогами используется комплекс вопросов и как бы план ответа. Например: «Расскажи, как надо правильно сделать?» То есть, что надо сделать в начале, что делать далее и зачем?. Вопросы необходимо ставить так, чтобы дети были вынуждены давать более развернутые ответы. Например: Какое сейчас время года? Почему вы так думаете?

Умение задавать вопросы — это показатель интеллектуального развития ребенка.

Так организуется работа по развитию диалогической речи дошкольников в повседневной жизни.

 

 

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz