Автор: воспитатель Кетько Л.Т.

Правила посещения людных мест с ребенком: практические советы родителям и детям

Начинать разговор о правилах мы предлагаем с разговора о базовых процессах развития ребенка, которые необходимы для успешного усвоения правил. Правила не усваиваются сами собой. Чтобы ребенок присвоил правило, умел его применить согласно ситуации, сознательно его выполнял, у него должна быть сформирована произвольная регуляция, или саморегуляция, – способность сознательно управлять своим поведением, в том числе целенаправленно подчиняться событиям в окружающей среде.

Развиваем фундаментальные навыки

Саморегуляция развивается постепенно, по мере взросления ребенка. Когда малышу 2-3 года, он начинает понимать правила и выполнять действия по инструкции взрослого. Чтобы ребёнок этого возраста присвоил правило, взрослому необходимо повторить указания несколько раз и подкрепить свои действия наглядным примером. К 3,5-4 годам года ребенок уже должен уметь справляться с задачами, где нужно выбрать правильное действие из нескольких. В этом возрасте ребенок проговаривает свои действия, объясняет, рассуждает, делает выводы. Взрослый находится рядом и готов прийти на помощь. К 4 годам формируется умение подавлять импульсивные действия, сознательно управлять своим поведением — этот период особенно важен в формировании произвольной регуляции. В 6-7 лет ребенок формирует первое мнение о себе, что влияет на его дальнейшее развитие и способность регулировать свои действия и эмоции.

Такие доступные для ребенка виды деятельности как конструирование, настольные и активные игры с правилами, планирование событий на день или неделю способствуют воспитанию саморегуляции. Немаловажно соблюдать правила, нормы и границы дома. Их не должно быть много, они должны быть понятны и приемлемы для ребенка, но выполнять их нужно всегда. При этом они должны быть «отзеркалены» взрослыми: если, например, заходить в спальню родителей нельзя без стука, то и родители не нарушают личное пространство ребенка без его разрешения.

Тренируем правила безопасности на безопасных примерах

Обучение безопасному поведению – неотъемлемая часть воспитания ребенка. Чтобы не повысить его тревожность, не переусердствовать с запретами и ограничениями и сделать процесс обучения правилам увлекательным, предлагаем несколько простых приемов:

  1. Через сказку или мини-спектакль – обсуждаем и осмысливаем поведение сказочного героя, который попадает в ситуации, где избежать опасности ему помогает знание правил безопасности, а несоблюдение правил, напротив, всё усугубляет. Сказка «Колобок» - яркий тому пример.
  2. Через ситуативные игры – проигрываем конфликтные ситуации, обсуждаем стратегии разрешения споров, приучаем договариваться и находить выход; проигрываем непредвиденные ситуации, например, чужой взрослый предлагает угоститься конфетой, пойти с ним за игрушкой и пр. По сути обучаем критическому мышлению и принятию осознанных решений вместо импульсивных действий.
  3. Через рисунок – рисуем вместе с ребенком маршрут от дома до школы, сопровождая это комментарием, почему важно его придерживаться и что может произойти, если попробовать, например, срезать путь. В качестве альтернативы можно предложить аппликацию в виде коллажа.
  4. Через работу с иллюстрациями – можно купить готовые иллюстрации по детской безопасности, на которых изображены всевозможные опасные для ребенка ситуации, и обсудить с ребенком, как стоит и не стоит действовать в предлагаемых ситуациях.
  5. Через мультфильмы – анимационные фильмы «В поисках Немо», «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Уроки осторожности тётушки Совы» богаты на поучительные истории о безопасности.
  6. Через активную игру – в зависимости от правила предлагаем эстафеты, соревнования, сюжетно-ролевые и ситуативные игры, квесты. Игры в мяч по типу «Съедобное-несъедобное», например «Свой-чужой-знакомый», закрепляют в сознании ребенка, кто к какой из этих категорий принадлежит. Игровые приемы отлично тренируют физические навыки безопасности, а именно: громкий крик, быстрый бег, привлечение к себе внимания любыми доступными способами. Например, можно поиграть в «Кто громче?», добавив в конце «Молодец, ты здорово умеешь кричать. Так же громко кричи «Мама, помоги!», когда тебе вдруг понадобится  помощь».
  7. Через разговор о чувствах – приучаем ребенка определять свои ощущения, понимать свое состояние, не бояться своевременно сообщить родителям о дискомфорте и своих потребностях.

Обязательно подкрепляйте достижения ребенка похвалой. Так вы сформируете позитивный настрой и мотивацию к социально-приемлемому поведению.

Не теряемся, когда потерялись: памятка для взрослых

До определенного возраста целесообразно дозировать посещение общественных мероприятий, ориентируясь на состояние ребёнка с готовностью покинуть мероприятие в любой момент. С детьми, чья нервная система легко подвержена перегрузке, стоит в целом воздержаться от посещения мест большого скопления народа. Вместе с тем, невозможно совсем не ходить в парки, зоопарки, в театр и кино, не посещать тематических развлечений, больших праздников и т.п. Вот несколько полезных советов родителям, планирующих посетить людное место с ребенком:

  1. При планировании посещения нового места заранее ознакомьтесь с планом расположения объектов через интернет. Договоритесь с ребенком о месте встречи, если потеряете друг друга. Выбирайте уникальные места – касса № 1 на первом этаже, фонтан в центре зала, любимый магазин игрушек. Обратите внимание на специальные знаки, где надо стоять ребенку, который потерялся, в некоторых общественных местах, например, в московском метрополитене, есть такие.
  2. Вооружите ребенка вашей контактной информацией – положите вашу визитку в карман одежды ребенка, напишите на руке ребенка номер вашего мобильного телефона и покройте его жидким прозрачным пластырем, разместите контактную информацию на бирке\подкладке верхней одежды или специальном браслете. Все это поможет оперативно связаться с вами.
  3. Выучите с ребенком важную информацию о нем (имя, адрес, телефон мамы\папы).
  4. В день мероприятия сфотографируйте ребенка в полный рост в той одежде, в которой он будет на мероприятии. Это значительно облегчит поиски. В карман ребенку также положите в карман свои фотографии. Это поможет организовать встречный поиск, не сходя с того места, на котором ребенок потерялся.
  5. Всегда держите ребенка за запястье – маленькая детская ручка в толпе может легко выскользнуть из руки родителя. Если держать ребенка за руку нет возможности, всегда располагайте ребенка перед собой.
  6. Одевайте себя и ребенка так, чтобы выделяться из толпы – необычным кроем, цветовой гаммой, особенным аксессуаром. Контрастная одежда хорошо заметна, что будет особенно актуально, когда вы выезжаете на природу, например, в лес на пикник. Яркий головной убор или рюкзак – необходимый минимум.
  7. Проговорите с ребенком, какое мероприятие вы собираетесь посетить. Курьезный случай из жизни. Ребенок потерялся в магазине. На вопрос, куда они шли с родителями, он ответил, что в магазин за машинкой. Выяснилось, что он решил, что за игрушечной, и ушел в «Детский мир», а родители шли за стиральной и ушли в «М-видео».

Важно научить ребенка всегда (дома, на улице, в гостях, во время отмечания дня рождения друзей, в отеле и на пляже) подходить к вам, когда вы его зовете. Объясните, что вы беспокоитесь о нем, когда он не реагирует на вас. Задавайте вопросы и побуждайте ребенка обсуждать важность предпринимаемых мер безопасности.

Не теряемся, когда потерялись: памятка для детей

Правила безопасности, предлагаемые взрослыми, в основном про запреты: «Не разговаривай с незнакомыми людьми», «Не отставай», «Не убегай» и т.п. В результате ребенок четко знает, чего делать нельзя, но как вести себя, если он потерялся, по-прежнему остается проблемой. Вот несколько полезных рекомендаций для ребенка:

  1. Если ты потерялся:
    • Успокойся, не надо  метаться, остановись и попроси о помощи окружающих. Помни, родители тебя уже ищут и важно дождаться на одном месте, когда они придут.
    • Слушай объявления, которые звучат по громкой связи. Не торопись сразу бежать на место встречи, осмотрись, досчитай до 300 (это примерно 5 минут), дальше иди на обозначенное в объявлении место встречи.
    • Оставайся в людном месте, не ищи укромное место, где «нестрашно». Любое место снабжено камерами видеонаблюдения, что делает его, вопреки твоим предположениям, более безопасным.
  2. Если ты понял, что он остался один, но мама только что была рядом, нужно громко ее позвать.
  3. Попроси помощи у продавца, полицейского или другого служащего торгового центра (или того места, где ты потерялся). Не соглашайся на предложения незнакомых людей пойти искать родителей. Это с одинаковой долей вероятности могут быть и добрые люди, и злоумышленники.
  4. Если к тебе подходит незнакомец и что-то тебе предлагает, повторяй фразы: «Ты чужой, я тебя не знаю», «Ты не мой папа\мама», «Помогите!», «Пожар!». Есть большая вероятность, что окружающие среагируют на них, вступятся за тебя и\или помогут тебе в поиске родителей.
  5. Заучи наизусть номер телефона мамы и папы, так ты сможешь попросить прохожего или полицейского позвонить твоим родителям или сделать объявление по громкой связи.

Конечно, мы, родители, надеемся, что подобные неприятности обойдут стороной наших детей, но, согласитесь, лучше вооружиться арсеналом полезных советов и быть готовым быть готовым к любым превратностям судьбы во избежание паники с целью скорейшего разрешения сложившейся ситуации.