Достаточно ли Вы разговариваете со своим ребенком?
Если достаточно, то говорите ли Вы с ним просто, доступно?
Надо говорить с ребенком: • простыми, короткими предложениями, • указывая на предмет, о котором идет речь, • многократно повторяя его название в одной форме слова. • Не «сюсюкаете» ли Вы или другие близкие, ухаживая за ребенком? • Достаточно ли четко Вы проговариваете окончания слов? • Не слишком ли хорошо Вы понимаете своего ребенка? • Нуждается ли он в выражении своих желаний словами?
Cтимулируйте речь ребенка • Просите его сказать, назвать как-нибудь то, что он хочет получить. • Пусть пытается повторять за Вами название предмета доступными ему сочетаниями звуков, и только после этого дайте ему желаемое. • Не критикуйте речь, не ругайте за «плохую» речь!
Хорошо ли слышит ваш ребенок? Если нет, то необходимо обратиться к ЛОР-врачу или сурдологу. Малейшие нарушения слуха, даже временные, у маленького ребенка мешают нормальному развитию речи.
• Появлению самостоятельной речи предшествует умение слышать и понимать слышимое. • Может ли ваш ребенок показывать указательным пальчиком правой руки (если ребенок правша) тот предмет, который вы назвали? • Необходимо развивать у ребенка слуховое внимание и память.
Хорошо ли видит ваш ребенок? • Смотрит ли он на Вас (на Ваше лицо), когда вы с ним говорите? • Ребенок учится говорить, слыша Вас и подражая движениям Ваших губ и других видимых органов артикуляции: языка, щек, выражению Ваших глаз. • Необходимо развивать у ребенка зрительное внимание: умение находить глазами называемый предмет, видеть детали предмета. • Необходимо развивать пространственные представления ребенка: умение найти части целого предмета и составить его из разрезанной картинки, дать почувствовать ребенку смысл предлогов, научить правильно собирать пирамидки и давать другие аналогичные предметы и задания.
Хорошо ли развиты движения у Вашего ребенка? • Умеет ли он крепко хватать предмет? • Умеет ли переложить его из одной руки в другую, постучать им по столу; бросить, покатить мячик; схватить шарик двумя руками и т. д. • Достаточно ли развиты мелкие движения кистей рук, пальцев рук? • Необходимо специально развивать у ребенка мелкую моторику пальцев рук, т. к. это способствует растормаживанию работы моторных речевых отделов головного мозга, где представлены рядом рука и органы артикуляции. • Разрабатывая руку, Вы помогаете ребенку учиться говорить.
Развиты ли у Вашего ребенка мимические движения? Умеет ли он: • широко улыбаться, • поднимать брови при удивлении, • показывать зубки, • надувать щеки, • чмокать вытянутыми вперед губками, • облизывать губки язычком?
Эти умения во многом зависят от того, достаточно ли Вы эмоциональны при общении с ребенком, учите ли Вы его шутя всем этим движениям, которые в будущем послужат базой для легкого усвоения артикуляторных движений. Нет ли нарушений дыхания у ребенка? Речь – это озвученный выдох. Ребенка надо учить • долго и спокойно выдыхать воздух, • дуть на вертушку, • через трубочку в бутылочку с водой (чем дольше, тем лучше), • извлекать звуки из детских музыкальных инструментов, • свистков.
Развитию дыхания способствует • гимнастика дыхательных мышц, • быстрая ходьба, • бег, • прыжки, • болтание ногами в положении лежа на спине, и пр. Плечи при нормальном дыхании не должны подниматься. Двигаться должна брюшная стенка и нижние ребра.
Достаточно ли развито осязание у вашего ребенка? • Может ли он узнавать предмет, не видя его, а только ощупывая? Прежде чем ребенок начнет говорить, он должен понимать обращенную к нему речь. • Сначала ребенок накапливает пассивный словарный запас существительных (предметов), глаголов (действий предметов),прилагательных (качественных характеристик предметов). • Он получает представление о количестве, величине, цвете и материале, форме. • Если ребенок в процессе работы начнет не только показывать пальцем, но и повторять за Вами отдельные слова – это прекрасно!