РОДИТЕЛЯМ О ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Алгоритм поведения при контакте с кибер преступниками
Анализ состояния законности в Санкт-Петербурге показывает, что злоумышленники стали значительно чаще совершать преступления в сети «Интернет».
Основные виды бесконтактных мошенничеств:
- телефонные мошенничества:
«обманул покупатель или продавец»;
«проблемы с банковский картой»;
«родственник в беде»;
«выигрыш приза, участие в лотерее»;
«компенсация за ранее приобретенные БАДы».
-интернет-мошенничества:
«взлом страницы в социальной сети»;
«обманул покупатель или продавец»;
«покупка и заказ товаров»;
«оформление кредита, страховки».
Основные виды бесконтактных краж:
- кража денег с банковской карты/счета пользователей мобильных устройств при помощи вируса;
- кража денег с банковской карты/счета при смене номера мобильного телефона «мобильный банк»;
- кража денег с банковской карты/счета при передаче защитной информации (пароли, CVV-код) третьим лицам.
Вымогательства :
- вымогательство денежных средств за нераспространение личных сведений, ставших доступными злоумышленнику после взлома аккаунта социальной сети.
Выбирая способы совершения преступлений, злоумышленники используют те «болевые» точки, которые больше всего волнуют людей: беспокойство за близких родственников, свои денежные средства (сбережения), желание выиграть приз или дешевле приобрести различный товар.
Как не стать жертвой телефонных и интернет – мошенничеств:
1. При телефонном звонке от имени якобы родственников и сообщении о трудной ситуации следует дозвониться до родных и близких, о которых идет речь, и выяснить подробности случившегося. Не переводить и не отдавать деньги незнакомым людям;
2. Перезвонить (а лучше всего подойти) в любое отделение банка, якобы от имени которого пришло сообщение о проблемах обслуживания по расчетному счету/карте, и уточнить все интересующие вопросы. Также можно позвонить своим близким, которые хорошо ориентированы в современных технологиях, рассказать о поступившем сообщении и спросить совета. Следует запомнить: ни один банк не будет просить владельца карты совершать какие-либо действия по телефону или сообщать реквизиты карты;
3. Не сообщать незнакомым людям (как при личном контакте, так и по телефону или интернет-переписке) данные о себе, своих близких, родственниках, банковских картах, т.е. любую конфиденциальную (личную) информацию;
4. Не осуществлять предоплату за товар или обещанную услугу, производить оплату только по их фактическому получению.
5. Внимательно изучить информацию интернет-сайта, отзывы, сравнить цены за интересующий товар. Отсутствие информации, запутанная система получения товара зачастую являются признаками мошенничества;
6. Получить максимум сведений о продавце или магазине, адреса, телефоны, отследить историю в социальных сетях, наличие службы доставки и т.п. Действующие легально интернет-магазины или розничные продавцы размещают полную информацию и работают по принципу «оплата товара после доставки»;
7. Нельзя сообщать (а уж тем более посылать по электронной почте) информацию о своих пластиковых картах. Преступники могут воспользоваться их реквизитами и произвести, например, различные покупки.
Хотелось бы отметить, что мошенничество квалифицируется статьями 159 Уголовного кодекса РФ. Как и любое преступление, является уголовно-наказуемым деянием. Согласно действующему законодательству РФ за совершение мошенничества предусмотрено наказание как в виде штрафных санкций (до 1 миллиона рублей), так и в виде лишения свободы (до 10 лет).
Одними из важных факторов в противодействии мошенничествам являются адекватность действий граждан (либо наоборот отказа от необдуманных шагов), реакция и самообладание при тех или иных обстоятельствах.
Если в отношении граждан все же было совершено мошенничество, следует незамедлительно обратиться в органы полиции, сообщив обстоятельства произошедшего и предоставив имеющиеся документы (расчетные чеки, распечатки звонков и т.п.).
Будьте бдительны! Берегите себя и своих близких!