АВТОР: ВОРОНОВА ИРИНА ВИТАЛЬЕВНА
ЧТЕНИЕ В СЕМЬЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ
«Книги – это общество. Хорошая книга, как хорошее общество, просвещает и облагораживает чувства и нравы» Н. Пирогов
В настоящее время у детей заметно снизился интерес к чтению художественной литературы, интерес к книге заменяется просмотром телевизора и компьютерными играми, непонимания родителями значения чтения сказок для воспитания ребенка. Воспитатели и родители испытывают затруднения в создании условий для приобщения ребенка к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям книги. Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме. Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию мышления, воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе, обогащает эмоции ребёнка.
Для детей любого возраста чтение и слушание книги - сложнейший творческий процесс. Во время чтения книги (самостоятельного или чтения ему взрослым) ребёнок активно думает, сопереживает и сочувствует героям, учится анализировать, предвосхищает события, сравнивает себя с героями книги, проводит аналогии своего опыта с опытом других.
Проведенные исследования детского чтения свидетельствуют, что для каждого периода детства характерны свои закономерности чтения художественной литературы. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. В разном возрасте у детей появляются особые читательские качества, НЕПОВТОРИМЫЕ возможности восприятия и понимания книги, которые очень важны для их духовного роста. Если эти качества не поддержаны взрослыми, они исчезают, уходят и вернуть их НЕВОЗМОЖНО - ребенок уже на иной ступени развития...
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его дети выросли достойными и уважаемыми людьми, нашли своё место в обществе. Но что является той волшебной палочкой, которая способна претворить эту мечту в жизнь и сделать ребёнка счастливым? Ответ прост: этой палочкой является умение и желание ребёнка читать.
Книга входит в мир ребёнка постепенно. С первого дня знакомства с ней до того момента, когда она станет неотъемлемой частью жизнедеятельности ребёнка пройдёт немало времени. В один день невозможно сделать так, чтобы ребёнок полюбил книгу. Чем раньше начнётся процесс знакомства с книгой, тем проще и быстрее он будет проходить. Мы этот возраст определяем как 2 месяца (но можно и на несколько месяцев позже). К этому времени ребёнок уже фиксирует взгляд, дольше бодрствует, а также это время является временем наиболее активного развития сенсорных способностей (видеть, слышать, осязать, обонять – то есть воспринимать окружающий мир). Зачем делать первые шаги к книге так рано? Глен Доман (американский педагог) считает, что именно в младенческом возрасте самым активным образом начинает развиваться интеллект, логика, абстрактное мышление, воображение, речь.
Детская книжка – один из самых действенных инструментов стимуляции умственных способностей малыша. Чтение детских стихов и пение песенок полезно новорожденному. Звук маминого голоса, слова и интонации речи, ритм стиха и песни стимулируют мозг младенца, даже если он пока не способен воспринять смысл. Нервные клетки мозга формируются, в основном, до трёх лет, так же как и закладываются основные понятия, принципы, пристрастия, проявляются черты характера.
Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что «характер человека более всего формируется в первые годы, ложится прочно, становится второй натурой человека... Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы».
Традиция семейного чтения – очень важная в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое, потому что есть телевизор, компьютер и другие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого, непрямолинейного воспитания, которое и есть самое главное и самое действенное.
Семейное чтение становится важной частью домашнего уклада, когда оно превращается в ритуал. Например, читают вслух, когда уже все собрались после рабочего дня, после ужина или перед сном. Хорошо, если к тому времени у ребёнка закончены все текущие дела (уроки, уборка игрушек, умывание и т.п.). В предвкушении чтения и эти дела, которые часто вызывают проблемы, пройдут легче. Важно не превращать чтение в орудие поощрения или наказания. Не стоит говорить: «Уберёшь игрушки – почитаю». Лучше предположить, что они и так будут убраны, но «чем быстрее ты уберёшь игрушки, тем больше мы успеем прочитать».
Во время совместного чтения происходит сближение взрослых и детей, минуты духовного общения наполняются содержанием, так в ребёнке воспитывается доброе и любящее сердце. Бесспорным является утверждение кандидата педагогических наук, специалиста по детскому чтению Ираиды Ивановны Тихомировой: «В силу особого свойства мозга малышей, способности «впечатывать» окрашенные эмоциями впечатления, идущие не только от печатных строк, но и от родного голоса матери или отца, остающиеся в памяти до конца жизни, влияние чтения на ребёнка сильнее, чем на взрослого».
Таким образом, семейное чтение обладает уникальными способностями создать уют и взаимопонимание в семье, является мощным стимулом развития личности ребенка.