Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 20.09.2024, 09:39 |
ГБДОУ детский сад № 53 | |
Приветствую Вас Гость |
|
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНРРазвитие связной речи детей с ТНР Проблема речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей с ОВЗ – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
Поэтому коррекционное воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Нам необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Главной задачей развития речи является совершенствование связной речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть результатов, специалисты и педагоги в компенсирующих группах используют нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи. Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Взяв в основу мнения великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, решили использовать в работе по обучению связной речи. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления детей, освоения ими окружающего мира мы всё чаше прибегаем к использованию в своей работе моделей, схем, мнемотаблиц и т. д. Прием наглядного моделирования используемь в работе над всеми видами связного монологического высказывания: • пересказ; • составление рассказов по картине и серии картин; • описательный рассказ; • творческий рассказ. Мнемотаблицы Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. слайд Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу нужно с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Разучивая с детьми стихотворения с помощью мнемотаблиц проводим следующие этапы работы над стихотворением: - выразительно читаем стихотворение; - сообщаем детям о том, что это стихотворение они будут учить наизусть; затем еще раз читаем стихотворение с опорой на мнемотаблицу; - помогаем детям уяснить основную мысль стихотворения, задавая вопросы по содержанию стихотворения; - выясняем, какие слова непонятны детям, объясняем их значение в доступной для детей форме; - читаем отдельно каждую строчку стихотворения; - дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу; - дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Мнемотехника многофункциональна. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживаться следующих требований: • модель должна отображать обобщённый образ предмета; • раскрывать существенное в объекте; • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна. Моделирование Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. Модели служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Использовать их следует для: - обогащения словарного запаса; - при обучении составлению рассказов; - при пересказах художественного произведения; - при отгадывании и составлении загадок; - при заучивании стихов. Работа с использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой проводится в два этапа. На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы - научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения. Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Для выявления структуры произведения, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, используются разные наглядные модели. Составление описательных рассказов с помощью опорных схем. Формировать умение у детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Одним из приемов, которые значительно облегчают для ребенка составление описательного рассказа, является использование опорных схем. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства, признаки и действия рассматриваемого предмета, явления; установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Они заметно упрощают задания, делают высказывания дошкольников четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, таким образом, малыш может строить по ним свой рассказ. Описание – это особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания – описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. Представим, что воспитатель детского сада показывает дошкольникам обычный помидор и просит составить о нём рассказ - описание. О чём ребёнку рассказывать? Какие признаки помидора выделить? В какой последовательности перечислять эти признаки? Как удержать в памяти намеченную последовательность изложения? Какие предложения использовать, чтобы рассказ получился связным и чётким? Не только дошкольнику, но и рядовому ученику начальных классов непросто справиться с подобными задачами… При обучении составлению рассказов-описаний на начальном этапе можно использовать сенсорно-графическую схему В. К. Воробьёвой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эти схемы помогут определить способы сенсорного обследования предмета и закрепить результаты в наглядном виде. Схема составлялась в результате обследования, поэтому дети имели возможность закреплять действия замещения. Например: Яблоко • что нам помогает увидеть яблоко – его цвет, форму, величину? (глаза) Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно…. (красного цвета) – ребенок находит сам карточку и выставляет на табло) • что ещё узнаем, если посмотрим на него? (по форме оно круглое) - ребенок снова находит карточку и выставляет её. • А ещё оно какое? (среднее, большое, маленькое) Мы увидели глазами, что яблоко красное, круглое, большое (дети проговаривают) Затем дети закрытыми глазами по запаху определяют местонахождения яблока. • Что помогает определить запах яблока? (нос) • Что можно сказать про яблоко. Какое оно? (душистое, ароматное) Погладьте яблоко рукой. Что мы узнаем про него? Какое оно? (гладкое). А если на него надавить рукой? (твердое). С помощью чего мы узнаем, что яблоко гладкое и твердое? (рука) • Что мы должны сделать, чтобы узнать, какое яблоко на вкус? Надкусить его (появляется картинка – рта - дети пробуют). Чем наполняется рот, когда вы разжевываете яблоко? - Соком (дети подбирают символы – сладкое, кислое, сочное) • Далее воспитатель показывает детям карточку со знаком вопроса. К какой группе можно отнести яблоко? Правильно к фруктам. Где они растут? – на дереве. Затем после обследования этой схемы детям предлагается рассказать полностью рассказ-описание. Чтобы дети учились строить сложные предложения, воспитатель дает образец: Это яблоко. Если его рассмотреть, то мы увидим, что оно румяное, круглое и большое. Если его понюхать, то можно узнать, что яблоко душистое, ароматное, пахучее. Когда мы его трогаем рукой, то чувствуем: оно гладкое, твердое. А откусив кусочек от яблока, узнаем, что это сочный, кисло-сладкий фрукт. При описании других объектов применяются модели Т. А. Ткаченко. Ребенок, ориентируясь на обобщенные символы цвета, материала, величины, самостоятельно определяет признаки описываемого предмета и перечисляет в своем рассказе. Данная наработка содержит опорные схемы, которые включают в себя разные лексические темы. Каждая схема состоит из нескольких ячеек, в которых расположены символы. Ячейка – условный пункт плана рассказа. В схемах отражены наиболее характерные признаки объектов, относящихся к основным тематическим группам: игрушки, одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие звери, птицы, профессии людей, времена года. Предлагаемые схемы позволяют ребёнку постоянно придерживаться графического плана рассказа, состоящего из 6 - 8 пунктов. Кроме того, схемы помогают дошкольнику: выделить определённые качества объекта, наглядно представить их количество и последовательность, соблюдать эту последовательность при изложении описательного рассказа и тем самым сделать его более полным, точным, связным, непрерывным. Если систематически работать в течении года по всем лексическим темам, используя эти модели при описании рассказа, то дети самостоятельно, без наводящих вопросов смогут описывать и составлять подробные рассказы. Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей, опорных схем можно достичь следующих результатов: - у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; - появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; - появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; - словарный запас имеет более высокий уровень; - дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно высказываться. Синквейн - новая технология в развитии речи дошкольников нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам: 1 строка тема - называется одним словом (существительное или местоимение, кото-рое обозначает объект или предмет. 2 строка - это описание темы - в двух словах, (прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств предмета или объекта. 3 строка – это действия - в трёх словах (глагол или деепричастие) описываю-щее характерные действия объекта. 4 строка – это предложение из четырёх слов выражающая личное отношение к опи-сываемому предмету или объекту 5 строка - это одно слово - характеризующее суть предмета или объекта, которое вы-ражает настроение. Синквейн могут составить все. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности, это игровой прием. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации; помогает пополнить словарный запас; учит краткому пересказу, помогает развить речь и мышление. Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном возрасте. Рассмотрим пример составления синквейна. Отгадайте, кто к нам пришел в гости? Ночью ходит, днем он спит, Если сердится – ворчит. Он живет в лесу дремучем, Сам он круглый и колючий. Угадайте, это кто же? 1 этап – подготовительный На этом этапе вводится понятие: слово-предмет, предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика. Предъявляется модель - предмет. 2 этап “слово-признак”, предъявляется модель прилагательное актуализируется лексика. Предъявляется модель признак предмета Ежик какой? Колючий, дикий, маленький, добрый, серый. 3 этап Слово -действие, предъявляется модель-глагол, актуализируется предикативная лексика. Ежик что делает? Фыркает, спит, сворачивается, ловит. Предъявляется модель-действие предмета.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный хостинг uCoz |