Развитие связной речи детей с ТНР
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей с ОВЗ – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- бедность речи, недостаточный словарный запас;
- употребление нелитературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;
- плохая дикция.
Поэтому коррекционное воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Нам необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Главной задачей развития речи является совершенствование связной речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть результатов, специалисты и педагоги в компенсирующих группах используют нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Взяв в основу мнения великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, решили использовать в работе по обучению связной речи.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления детей, освоения ими окружающего мира мы всё чаше прибегаем к использованию в своей работе моделей, схем, мнемотаблиц и т. д.
Прием наглядного моделирования используемь в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
• пересказ;
• составление рассказов по картине и серии картин;
• описательный рассказ;
• творческий рассказ.
Мнемотаблицы
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
слайд
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу нужно с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Разучивая с детьми стихотворения с помощью мнемотаблиц проводим следующие этапы работы над стихотворением:
- выразительно читаем стихотворение;
- сообщаем детям о том, что это стихотворение они будут учить наизусть; затем еще раз читаем стихотворение с опорой на мнемотаблицу;
- помогаем детям уяснить основную мысль стихотворения, задавая вопросы по содержанию стихотворения;
- выясняем, какие слова непонятны детям, объясняем их значение в доступной для детей форме;
- читаем отдельно каждую строчку стихотворения;
- дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу;
- дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Мнемотехника многофункциональна. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:
• модель должна отображать обобщённый образ предмета;
• раскрывать существенное в объекте;
• замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Моделирование
Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.
Модели служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Использовать их следует для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественного произведения;
- при отгадывании и составлении загадок;
- при заучивании стихов.
Работа с использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой проводится в два этапа.
На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы - научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения. Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Для выявления структуры произведения, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, используются разные наглядные модели.
Составление описательных рассказов с помощью опорных схем.
Формировать умение у детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Одним из приемов, которые значительно облегчают для ребенка составление описательного рассказа, является использование опорных схем. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства, признаки и действия рассматриваемого предмета, явления; установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Они заметно упрощают задания, делают высказывания дошкольников четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, таким образом, малыш может строить по ним свой рассказ.
Описание – это особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания – описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности.
Представим, что воспитатель детского сада показывает дошкольникам обычный помидор и просит составить о нём рассказ - описание. О чём ребёнку рассказывать? Какие признаки помидора выделить? В какой последовательности перечислять эти признаки? Как удержать в памяти намеченную последовательность изложения? Какие предложения использовать, чтобы рассказ получился связным и чётким? Не только дошкольнику, но и рядовому ученику начальных классов непросто справиться с подобными задачами…
При обучении составлению рассказов-описаний на начальном этапе можно использовать сенсорно-графическую схему В. К. Воробьёвой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эти схемы помогут определить способы сенсорного обследования предмета и закрепить результаты в наглядном виде. Схема составлялась в результате обследования, поэтому дети имели возможность закреплять действия замещения.
Например: Яблоко
• что нам помогает увидеть яблоко – его цвет, форму, величину? (глаза) Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно…. (красного цвета) – ребенок находит сам карточку и выставляет на табло)
• что ещё узнаем, если посмотрим на него? (по форме оно круглое) - ребенок снова находит карточку и выставляет её.
• А ещё оно какое? (среднее, большое, маленькое)
Мы увидели глазами, что яблоко красное, круглое, большое (дети проговаривают)
Затем дети закрытыми глазами по запаху определяют местонахождения яблока.
• Что помогает определить запах яблока? (нос)
• Что можно сказать про яблоко. Какое оно? (душистое, ароматное)
Погладьте яблоко рукой. Что мы узнаем про него? Какое оно? (гладкое). А если на него надавить рукой? (твердое). С помощью чего мы узнаем, что яблоко гладкое и твердое? (рука)
• Что мы должны сделать, чтобы узнать, какое яблоко на вкус? Надкусить его (появляется картинка – рта - дети пробуют). Чем наполняется рот, когда вы разжевываете яблоко? - Соком (дети подбирают символы – сладкое, кислое, сочное)
• Далее воспитатель показывает детям карточку со знаком вопроса. К какой группе можно отнести яблоко? Правильно к фруктам. Где они растут? – на дереве.
Затем после обследования этой схемы детям предлагается рассказать полностью рассказ-описание. Чтобы дети учились строить сложные предложения, воспитатель дает образец:
Это яблоко. Если его рассмотреть, то мы увидим, что оно румяное, круглое и большое. Если его понюхать, то можно узнать, что яблоко душистое, ароматное, пахучее. Когда мы его трогаем рукой, то чувствуем: оно гладкое, твердое. А откусив кусочек от яблока, узнаем, что это сочный, кисло-сладкий фрукт.
При описании других объектов применяются модели Т. А. Ткаченко. Ребенок, ориентируясь на обобщенные символы цвета, материала, величины, самостоятельно определяет признаки описываемого предмета и перечисляет в своем рассказе.
Данная наработка содержит опорные схемы, которые включают в себя разные лексические темы. Каждая схема состоит из нескольких ячеек, в которых расположены символы. Ячейка – условный пункт плана рассказа.
В схемах отражены наиболее характерные признаки объектов, относящихся к основным тематическим группам: игрушки, одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие звери, птицы, профессии людей, времена года.
Предлагаемые схемы позволяют ребёнку постоянно придерживаться графического плана рассказа, состоящего из 6 - 8 пунктов. Кроме того, схемы помогают дошкольнику: выделить определённые качества объекта, наглядно представить их количество и последовательность, соблюдать эту последовательность при изложении описательного рассказа и тем самым сделать его более полным, точным, связным, непрерывным.
Если систематически работать в течении года по всем лексическим темам, используя эти модели при описании рассказа, то дети самостоятельно, без наводящих вопросов смогут описывать и составлять подробные рассказы.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей, опорных схем можно достичь следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас имеет более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно высказываться.
Синквейн - новая технология в развитии речи дошкольников нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам:
1 строка тема - называется одним словом (существительное или местоимение, кото-рое обозначает объект или предмет.
2 строка - это описание темы - в двух словах, (прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств предмета или объекта.
3 строка – это действия - в трёх словах (глагол или деепричастие) описываю-щее характерные действия объекта.
4 строка – это предложение из четырёх слов выражающая личное отношение к опи-сываемому предмету или объекту
5 строка - это одно слово - характеризующее суть предмета или объекта, которое вы-ражает настроение.
Синквейн могут составить все. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности, это игровой прием. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации; помогает пополнить словарный запас; учит краткому пересказу, помогает развить речь и мышление. Когда же начинать знакомство с этим приёмом?
В старшем дошкольном возрасте. Рассмотрим пример составления синквейна.
Отгадайте, кто к нам пришел в гости?
Ночью ходит, днем он спит,
Если сердится – ворчит.
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
1 этап – подготовительный
На этом этапе вводится понятие: слово-предмет, предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика.
Предъявляется модель - предмет.
2 этап “слово-признак”, предъявляется модель прилагательное актуализируется лексика. Предъявляется модель признак предмета Ежик какой? Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.
3 этап Слово -действие, предъявляется модель-глагол, актуализируется предикативная лексика. Ежик что делает? Фыркает, спит, сворачивается, ловит. Предъявляется модель-действие предмета.