РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Аннотация рабочей программы группы № 8 (раннего возраста)
Рабочая программа общеразвивающей группы для детей от 1,6 до 2,6 лет является составным компонентом образовательной программы дошкольного образования ДОУ, разработанной в соответствии с ФГОС ДО и на основе ФОП ДО.
Рабочая программа разработана воспитателями группы раннего возраста Кононовой Натальей Валерьевной и Ибрагимовой Ритой Яминовной на основе образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 53 Красногвардейского района СПб.
Настоящая рабочая программа рассчитана на один учебный год - с 1 сентября - 31 августа (2023- 2024 учебный год).
Рабочая программа является документом воспитателя дошкольного учреждения. Рабочая программа призвана обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Рабочая программа ориентирована на детей от 1,6 до 2,6 лет. Содержание рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, и охватывает следующие образовательные области:
- социально - коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- художественно - эстетическое развитие,
- физическое развитие,
- речевое развитие.
Рабочая программа обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное, качественное развитие ребёнка, определяя основные цели и задачи образовательного процесса.
Цели Программы:
- Разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно - нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
- Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребёнка к миру.
Задачи:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно - творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного
для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Требования к Программе
- Программа включает в себя обязательную (инвариантную) часть и вариативную (модульную), формируемую участниками образовательных отношений.
- В программе установлено соотношение между инвариантной частью – не менее 70% от общего объёма Программы и вариативной частью – не более 30 %, формируемой образовательным учреждением самостоятельно от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ дошкольного образования.
- Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта и Федеральной образовательной программы.
Обязательная часть Программы
Обязательная часть Программы выстроена на основе образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ № 53 и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
Социально - коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно - эстетическое развитие;
Физическое развитие
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и определяется в соответствии с направлениями развития ребёнка.
Структура Программы
Программа включает в себя три раздела:
Целевой
Содержательный
Организационный
В каждом из них отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Образовательная деятельность
Осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации:
- В совместной (партнерской) деятельности с детьми;
-
- В образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах;
- В самостоятельной деятельности детей;
- В занятиях;
- В индивидуальной деятельности с детьми.
Реализуется в различных видах детской деятельности:
-
- игровой;
- коммуникативной;
- трудовой;
- познавательно - исследовательской;
- продуктивной;
- двигательной;
- музыкально - художественной;
- конструктивной.
Главной особенностью организации образовательной деятельности в детском саду является уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей, использование воспитателями партнерской позиции.
Признаки партнерской позиции воспитателя:
-
- включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности, основанное на интересе детей и потребности в новых впечатлениях;
- свободное общение и перемещение детей во время проведения занятий;
- открытое временное окончание деятельности – каждый ребёнок работает в своём темпе.
Условия реализации Программы
Детский сад работает по 5-дневной неделе с 07.30 до 19.30.
В детском саду созданы условия для полноценного развития детей, имеются:
- Музыкально/спортивный зал.
- Оборудованные игровые прогулочные площадки.
- Спортивная площадка (на улице).
- Создана развивающая предметно - пространственная среда в группе.
Дети обеспечиваются 4-х разовым питанием в соответствии с нормами СанПин 2.3/2.4.3590-20 и 10-дневным цикличным меню.
Особое внимание уделяется взаимодействию педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников
Сотрудничество с семьёй
Работа с родителями реализуется через разнообразные формы:
- коллективные (собрания, интернет-взаимодействие на сайте ДОУ, группе ВКонтакте и др.)
- индивидуальные или групповые (беседы, тематические консультации, «общение» в Контакте и странице сайта ДОУ, групповые собрания)
- наглядно-информационные (папки-передвижки, фотографии, выставки детских работ, просмотр родителями расписания занятий и др.);
- досуговые (привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности: совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, акциях); - познавательные (статьи на сайте ДОУ, проведение собраний, мастер-классов, консультаций).