Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 23.04.2024, 12:04

ГБДОУ детский сад № 53

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 171
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

АВТОР: Воспитатель Клим Е. Г.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. Познавательная деятельность ярко прослеживается у детей данного возраста, их можно охарактеризовать как прирожденных исследователей. Это подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать, а наоборот, активно помогать.

Современная система образования на постоянной основе включает в себя использование новых технологий, которые направленны не только на развитие, но и на воспитание детей дошкольного возраста. На данный момент, дошкольники живут и развиваются в мире информационных технологий. Такие стремительно меняющиеся условия жизни требуют, как от детей, так и от взрослых не только владеть определенными современными и качественными знаниями, но и самостоятельно, творчески мыслить, а также добывать определенные знания без помощи педагога или родителя и оперировать ими в повседневной жизни.

На данный момент приоритетным направлением в процессе развития дошкольников является деятельный подход к развитию личности ребенка. Среди большого количества средств развития исследовательской активности младших дошкольников внимание заслуживает детское экспериментирование.

Экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку создавать некую модель картинки мира в своем сознании, основанную на собственном опыте, наблюдении и закономерностях.

Экспериментальная деятельность интересна детям всех возрастов. Данное явление можно объяснить тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Получается, что экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям и вовсе не является трудным для ребенка. Данный метод является ведущим особенно в младшем дошкольном возрасте. Своими корнями метод экспериментирования уходит в манипулирование вещами и предметами.

Одно из самых главных достоинств метода экспериментирования заключается в том, что он дает возможности для получения реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, а также о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперимент способствует обогащению памяти ребенка, активизации мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации.

Стоит отметить положительное влияние проведения экспериментов на одну из важнейших сфер жизни ребенка – эмоциональную, а также на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Те знания, которые обучающиеся получают на занятиях, постоянно в свободное от занятий время, а результаты повторяются. При этом используются освоенные приёмы и материалы пройденных занятий.

При проведении опытов, дети проговаривают процесс деятельности и выдвигают множества гипотез – догадок, предпринимая попытки предугадать ожидаемые результаты. Вышеописанная деятельность способствует развитию речи, совершенствованию умений выстраивать сложные предложения, формировать выводы. Частое проведение опытно-экспериментальной деятельности способствует выработке у детей определённого алгоритма действий, чёткости при выполнении работы, аккуратность, иначе эксперимент может не оправдать ожидания.

Такие известные педагоги, как: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и многие другие также выступали за обязательную реализацию данного метода в процессах воспитания и обучения дошкольников.

При планировании эксперимента используют следующую последовательность действий работы с детьми:

- Выдумка проблемной ситуации;

- целеполагание;

- выдвижение возникших предположений;

- проверка выдвинутых гипотез.

В случае подтверждения гипотез, происходит процесс формулирования выводов на основе проделанной работы

В случае опровержения предварительных данных, выдвигаются новые предположения, после происходит процесс его проверки или доказательства, а затем, подтверждение верности предположения и формулировка необходимых выводов по результатам проделанной работы.

Способы фиксации результатов исследования:

1. Визуализация опытов в виде графических схем;

2. написание рассказов;

3. создание творческих аппликаций.

В завершении проводится процесс подведения общих итогов.

Таким образом, у детей появляется интерес к экспериментированию, развиваются навыки экспериментирования, а также дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.

Обучающиеся самостоятельно подбирают оборудование для экспериментов, усваивают элементарные правила проведения опытов.

При проведении экспериментов дети более внимательны, у них расширяется кругозор, появляются свои предпочтения к обследуемым предметам.

Появляется желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети инициативно объединяются в группы, пытаются самостоятельно планировать работу, используя схемы и алгоритмы. В данный момент педагогу важно наблюдать за их деятельностью, в нужный момент оказывать им посильную помощь.

Уровень усвоения материала повышается, так как ребенок слышит, видит и выполняет деятельность самостоятельно, осознанно.

 

 

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz